Методология прогнозирования экономической активности населения

Александр СЕМЕНОВ
Доктор экономических наук
Сергей Кузнецов
Кандидат экономических наук
Институт макроэкономики

Предлагаемая нами методика прогноза занятости населения и рынка труда основывается на учете взаимозависимости параметров занятости и динамики основных макроэкономических показателей (ВВП, объемов инвестиций, производства, производительности труда), реальной зарплаты и среднедушевых доходов населения. Для разработки прогноза использован комплекс моделей, связанных между собой по входным и выходным данным; многовариантность прогноза определяется динамикой совокупности макроэкономических показателей.

Что касается непосредственно прогноза занятости населения, то в его основе – блок моделей, “ответственных” за два основных показателя: численность экономически активного населения (предложение труда) и спрос на рабочую силу (последний – количество вакансий – можно трактовать как численность занятых). Разность между ними дает, согласно методологии МОТ, величину общей безработицы, с учетом которой оцениваются перспективы развития рынка труда.

Традиционные методики прогнозирования экономической активности населения

Как известно, влиять на уровень безработицы можно двумя способами: снижая уровень экономической активности населения и создавая новые рабочие места. Исходя из этого методику прогноза экономической активности населения мы стремились сделать инструментом не только анализа, но и выработки активной политики занятости.
Для определения численности экономически активного населения в качестве базы обычно используется демографический прогноз, регулярно подготавливаемый Госкомстатом РФ. Но при этом надо учитывать, что он, как и большинство применяющихся прогнозов занятости, игнорирует изменения в социально-экономическом положении основных половозрастных групп населения, которые могут существенно повлиять как на показатели рождаемости, так и на коэффициенты дожития. Поскольку Госкомстат России не дает прогноза численности населения в пятилетней разбивке по мужчинам и женщинам, но соответствующие отчетные данные имеются, мы самостоятельно спрогнозировали численность населения по пятилетним половозрастным группам, полагая, что коэффициенты дожития соответствующих групп на ближайшие годы сохранятся на уровне последнего года базисного периода.

Прогнозирование численности экономически активного населения можно проводить и на базе прогноза общей численности населения Госкомстата, в котором обычно выделяют всего три возрастные группы населения: моложе трудоспособного возраста, в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного (с распределением по полу). Прогноз численности экономически активного населения проводится в два этапа, начиная с определения численности населения трудоспособного возраста. Затем делается досчет по отношению ко всему населению.

На первом этапе используются данные о прогнозируемой численности населения трудоспособного возраста и базовом уровне его экономической активности. В качестве источника необходимых сведений можно использовать результаты соответствующих выборочных обследований населения. Однако они дают сведения на определенную дату, тогда как для прогноза предпочтительнее среднегодовые показатели. С учетом этого разработана также методика расчета среднегодового уровня экономической активности населения трудоспособного возраста на основе баланса трудовых ресурсов. Смысл подобных расчетов в том, чтобы на основе данных о занятости и безработице определить численность экономически активного населения. Для этого балансовая занятость (включая лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве) “очищается” от лиц, не входящих в состав постоянного населения трудоспособного возраста, и дополняется теми, кто согласно действующему законодательству о занятости населения в случае их обращения в государственную службу занятости вправе претендовать на статус безработного.

Анализируя полученные результаты, важно иметь в виду, что в балансовую численность занятых включаются лица, которые трудятся и в неформальном секторе. При досчете учитывается только сокращение численности экономически не активного населения; он не затрагивает безработных. Официальные же данные об общей численности безработных дают основания сомневаться в их реальности. Как известно, существует целый ряд причин, по которым люди скрывают свою неформальную занятость.

Поэтому логично было бы вести досчет занятости в неформальном секторе исходя из того, что “прибавка” не менее чем на 1/3 произойдет вследствие сокращения общей численности безработных.

Сравнение базового уровня экономической активности и прогнозируемой численности населения трудоспособного возраста позволяет определить потенциальную численность экономически активного населения. Далее она подлежит корректировке с учетом предполагаемых изменений в структуре населения по возрасту и полу, в динамике численности учащейся молодежи в трудоспособном возрасте, а также в связи с действием специфических факторов, характерных для рассматриваемого периода (например, при заметном сокращении численности военнослужащих). Ну и, конечно, постоянным и важным корректирующим фактором являются изменения в экономике, которые могут вовлечь в производство ныне экономически не активное население. Чтобы довершить расчеты и учесть экономически активных лиц за пределами трудоспособного возраста, используется базовый коэффициент экономической активности подростков и пенсионеров. Он корректируется экспертным путем в зависимости от стратегии социально-экономического развития.

Преимущества нового подхода

Приведенный выше алгоритм расчета численности экономически активного населения достаточно хорошо отработан, но его нельзя с легким сердцем предложить для широкого использования, поскольку он включает множество эвристических процедур и экспертных оценок, что снижает объективность получаемых результатов.

Полагаем, что эти недостатки можно устранить. Нами осуществлены модельные расчеты с целью установить функциональную зависимость экономической активности всех половозрастных групп населения от макроэкономических показателей, которые в наибольшей степени (с позиций статистической значимости) влияют на их трудовую активность.

Как известно, экономическая активность зависит от множества разнородных факторов. По некоторым из них нет соответствующих статистических данных, а по тем, по которым они имеются, не просматривается сколько-нибудь значимая их взаимосвязь. Задача состояла в том, чтобы выбрать комплекс факторов, существенно влияющих на экономическую активность населения, получить по ним статистические данные, выявить те функциональные связи, которые надежно подтверждаются с позиций формальной статистики, а уже из них выделить те, что в наибольшей степени поддаются экономическому обоснованию, могут быть вариативно спрогнозированы, а главное, дать хорошие результаты при верификации модели на фактических данных.

Несомненное достоинство предлагаемой модели в том, что она позволяет учесть специфику поведения на рынке труда таких разных контингентов населения, как молодежь, мужчины и женщины различных возрастов, лица предпенсионного и послепенсионного возраста и т.д. Выделяются возрастные групп с пятилетним интервалом (отдельно по мужчинам и женщинам), что делает прогноз весьма конкретным. Кроме того, появляется возможность непосредственно перейти от демографического прогноза к прогнозу численности экономически активного населения (т.е. спроса на рабочие места), что практически исключает субъективизм в оценках.

Динамика показателей экономической активности различных половозрастных групп в период 1991-2000 гг. хорошо видна на рисунке.

Экономическая активность всех групп населения вплоть до 1998 г. падала. Это достаточно легко объяснить: реальная заработная плата в этот период уменьшалась, росла задолженность по выплатам начисленной зарплаты, спрос на рабочую силу снижался, возможности трудоустройства сокращались.

Повышение экономической активности после 1998 г. совпадает с началом подъема российской экономики, причем ее динамика очень близка к динамике ВВП.

Предлагаемый инструментарий

Попытки установить однофакторную зависимость динамики экономической активности от динамики ВВП положительных результатов не принесли. Не дали сколько-нибудь значимых результатов и попытки увязать экономическую активность с динамикой реальной заработной платы или построить двухфакторную модель, определяющую зависимость экономической активности от динамики реальной заработной платы и динамики ВВП. Однако были получены впечатляющие (с точки зрения формальной статистики) результаты, которые позволяют говорить о явной зависимости показателей экономической активности всех половозрастных групп от динамики ВВП (ежегодного индекса) и динамики номинальных доходов населения (индекса среднедушевых номинальных доходов населения).

Обсудить на форуме | опубликовано: 7.11.06